Советы психолога

Советы психолога родителям детей группы риска

Дети группы риска. Как часто мы слышим такое определение? Кто же такие «дети группы риска»? Дети группы риска — это дети, находящиеся в сложной критической ситуации. Негативные, нежелательные факторы создают ту самую «зону риска». Соответственно есть категории детей подверженных «зоне риска», и те, которым это не угрожает. Как правило, отсутствие полноценного развития и низкое качество жизни служит триггером к попаданию в группу риска. Факторы, приводящие к возникновению «детей группы риска»: отсутствие опеки родителей; неблагополучная, асоциальная семья; семья, нуждающаяся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; социальная и психолого-педагогической дезадаптация.

Причины, приводящие к возникновению «детей группы риска»: асоциальное поведение родителей, не позволяющее усвоить социальные нормы, принятые в нашем обществе; лечение одного из родителей от аддиктивного поведения (как правило, форма зависимого поведения передается генетически) лечение одного из родителей от психического заболевания; жестокое обращение с детьми, приводящее к нарушению гармоничных детско-родительских отношений; подвергание детей опасности (оставление без надзора, без пищи и т.д.); дезадаптация к школьной жизни.

Почему ребёнок плохо учится? Этот вопрос волнует и семью и школу. В основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Отношение к учёбе зависит от личностных особенностей школьника, таких, как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки, статуса в классе и др. Психологические причины неуспеваемости:

  1. Недостатки познавательной деятельности детей. Сюда входят: недостатки развития психических процессов, приёмов учебной деятельности.
  2. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
  3. В подростковом возрасте снижение мотивации к учёбе может спровоцировать отклоняющееся поведение ребёнка. Сталкиваясь с проявлениями этого поведения (грубостью, непосещением школы, и т. д.) мы часто объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, снижением воспитательных воздействий, биологическими нарушениями.

Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучают собственная неопределённость, одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребёнка. К типичным психологическим трудностям этих детей относятся: проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми; проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками; трудности самоотношения, самопонимания; трудности формирования жизненных целей, идеалов; внутреннее одиночество, непонимание другими; поиск границ доступного; стремление избежать давления, правил, норм, требований; трудности в обучении; неорганизованность.

Рекомендации родителям

  1. Формируйте у детей позитивные жизненные устремления и цели.
  2. Создайте ребёнку все условия для комфортного существования, эмоционального благополучия.
  3. Помогайте формированию у детей волевого контроля и способности к самообладанию.
  4. Оказывайте посильную помощь в преодолении трудностей в обучении вашего ребёнка.
  5. Оптимизируйте взаимоотношения ребёнка в семье, способствуйте улучшению взаимоотношений с учителями, сверстниками.
  6. Обучайте адекватным способам поведения в трудных ситуациях.
  7. Обеспечивайте ребёнку ощущение безопасности, защищённости.
  8. При взаимодействии с детьми не впадайте в гнев, старайтесь не испытывать обиду, негодование. Такое прямое противостояние между ребёнком и взрослым ведёт к усилению непонимания.
  9. Составьте собственные правила для определения своей позиции, тактики и стратегии взаимодействия.
  10. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
  11. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребёнком.