Советы психолога
Причины употребления подростками психоактивных веществ
Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять психоактивные вещества (ПАВ) такие, как табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики, которые наносят очень большой вред на здоровье детей.
Можно выделить следующие причины, по которым подростки начинают употреблять ПАВ:
1) любопытство;
2) возникающее в подростковом возрасте чувство взрослости, которое заключается в том, что подростки хотят быть самостоятельными, но в действительности это пока невозможно, так как они в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится показать свою взрослость и завоевать авторитет. А один из способов это курение, употребление алкоголя и наркотиков;
3) реакция протеста — одна из наиболее частых причин употребления ПАВ. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Поссорившись с родителями или учителями, школьник убегает на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление ПАВ повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей. Причины возникновения протестных реакций: конфликтная обстановка в семье (ссоры родителей); равнодушное отношение родителей, несправедливое болезненное для самооценки наказание, запрещение чего-либо значимого для ребенка; гиперопека; повторный брак одного из родителей или появление еще одного ребенка;
4) стремление подражать кому-либо (желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто побуждает к употреблению алкоголя и курению личный пример родителей);
5) безделье, отсутствие каких-либо занятий, хобби, обязанностей.
Рекомендации социального педагога родителям по раннему выявлению употребления подростками ПАВ
Важнейшая задача родителей по раннему выявлению употребления подростками психоактивных веществ — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.
Первые настораживающие признаки
употребления ПАВ
Общие признаки |
· прогулы в школе по непонятным причинам; · частая, непредсказуемая, резкая смена настроения; · неопрятность внешнего вида; · исходящий от одежды запах ацетона, растворителя или уксуса; · смена одноклассников на новых «друзей»; · проведение большого количества времени в асоциальных компаниях; · потеря интереса к школьным делам, к спортивным и внеклассным занятиям; · появление новой тематики в рисунках (изображение шприцов, мака, паутины, черепов и в основном в черно-белых тонах); · интерес подростка к медикаментам и содержанию домашней аптечки; · частые обманы, изворотливость, лживость. |
Очевидные признаки |
· наличие шприца, игл, флаконов, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей, неизвестных таблеток, порошков, смолы, травы, пачек лекарств снотворного или успокаивающего действия; · следы от уколов, порезы; синяки и нарывы в местах скопления вен; · бинты, пропитанные массой коричневого цвета; · маленькие закопченные ложечки, капсулы, пузырьки, жестяные банки; · жаргон, употребляемый подростками, в котором звучат наркотики. |
Физиологические признаки |
· бледность кожи; · сильно расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; · замедленная, несвязная речь; · потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; · хронический кашель; · плохая координация движений (пошатывание или спотыкания); · коричневый налет на языке, отечность. |
Поведенческие признаки |
· избегание общения с родителями; · постоянные просьбы или требования дать денег; · поиск и просмотр интернет-сайтов, форумов, содержащих информацию по вариантам потребления, продажи наркотических средств и психотропных веществ; · частые телефонные звонки и разговор по телефону жаргонными терминами; · частые уходы из дома; · пропажа денег, ценностей, одежды и т.д., · бессонница и беспричинное возбуждение, либо вялость и многочасовой сон. |
Описание симптомов и внешних признаков в поведении ребенка в зависимости от принимаемого ПАВ
ПАВ |
Симптомы |
Внешние признаки |
Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.) |
— замедленные реакции — сонливость — невнятная речь — изменение личности (появление других ценностей) |
— запах алкоголя — спрятанные бутылки — безвольноеобвисание губ — расслабление челюстей — нарочитость движений — провалы в памяти |
Табак |
— снижение физической силы, выносливости — ухудшение координации — быстрая утомляемость — нарастающая слабость — снижение трудоспособности |
— запах табака (дыма) — частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной — наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов — пожелтение пальцев |
Вдыхание клея |
— агрессивность — мечтательное или бессмысленное выражение лица |
— вид пьяного человека — наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков |
Марихуана, травка |
— сонливость — бессвязность мыслей — зрачки глаз расширены — отсутствует координация движений — тяга к сладкому — повышенный аппетит — слабо выраженные галлюцинации |
— красные отеки под глазами — сильный запах жженых листьев — мелкие семена в складках одежды и швах карманов — наличие папиросной бумаги — обесцвеченная кожа на пальцах |
Кокаин |
— повышенное артериальное давление — потеря болевых ощущений — чувство превосходства — ощущение неуязвимости — повышенная активность — отсутствие чувства усталости |
— наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге — гиперемия слизистой оболочки носа |
Героин, морфий |
— ступор — сонливость — следы уколов — водянистые глаза — пятна крови на рукавах рубашки — насморк |
— наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов |
Общие направления профилактики употребления подростками ПАВ
Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.
- Здоровые взаимоотношения в семье.
САМОЕ БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ -
это уверенность, что тебя любят.
Доверие, принятие, уважение и поддержка — это то, что дает каждому члену семьи опору и возможность устоять в тяжелой ситуации. Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет подростка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
Часто родители в большей степени обеспокоены успеваемостью ребенка, но не нужно все разговоры сводить только к этому. Попытайтесь поговорить о его новых увлечениях, друзьях, о внешкольной жизни подростка в целом. При этом не будьте навязчивы, можно задать пару довольно общих вопросов, и если у ребенка есть желание поговорить, он с вами обязательно поделится. Главное, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность и желание помочь.
- Заинтересованная занятость подростка.
Когда детям нечем заняться,
они занимаются озорством (Г.Филдинг)
Очень важно, чтобы у подростка было увлечение, хобби. Посещение каких-либо секций (спортивных либо творческих) предоставляет ему возможность проявить себя, что способствует повышению уверенности в себе и личностному развитию.
- Ставьте себя на его место.
Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно,
нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,
а самим переселяться в его духовный мир (Н.И.Пирогов)
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Посмотрите на мир глазами ребенка, вспомните, как, возможно, ваши родители критиковали вас. Покажите тем самым подростку, что и у вас когда-то были схожие проблемы с родителями. Полезно сказать о том, как теперь, спустя годы, вы относитесь к тем конфликтам.
Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.
- Старайтесь больше времени проводить вместе, иметь общие дела и занятия.
Очень важно планировать общие дела — походы, посещения театров, концертов, совместные поездки на природу, или просто прогулки. Выберите из всего этого многообразия то, что будет интересно подростку. Это будет способствовать вашему общению с ребенком, а также расширит его круг интересов. Чем больше у него будет интересов и увлечений, тем менее вероятно, что он попадет в плохую компанию.
- Внимание к окружению подростка.
Подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения. Убедитесь в том, что вы знаете, с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями. Если есть возможность, можете пригласить его друзей домой. Конечно, это может создать ряд неудобств, зато вы будете знать, с кем он общается, и перестанете беспокоиться, как если бы он пропадал все это время на улице.
- Подавайте пример.
Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому.
Родители — пример ему.
(Себастьян Брандт)
Не воспитывайте детей,
всё равно они будут похожи на вас.
Воспитывайте себя... (Английская пословица)
Если вы говорите о вреде курения, то и сами бросьте курить. Родительское пристрастие к алкоголю, курению и декларируемый запрет на это для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали».
- Правдивая информация о губительных последствиях наркотиков.
Подростков плохо убеждают слова о ранней смерти и ухудшении здоровья: им это кажется далеким и невероятным. Но угроза импотенции, невозможность иметь здоровых детей и семью, психозы и умственная деградация способны произвести на них впечатление.
- Одобряйте и поощряйте социально-желательное поведение подростка.
Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление ПАВ.
Некоторые родители постоянно критикуют своих детей, совсем не замечая какие-то положительные черты их характера. Старайтесь обращать внимание на любые мелочи в поведении ребенка, которые характеризуют его с позитивной стороны. Некоторые подростки довольно совестливые, и зная, что вы ожидаете от них только хорошего поведения, или видите в них только хорошее, начинают вести себя именно так как нужно, чтобы не разочаровать и оправдать ваши ожидания.
Информация
- Снижение документационной нагрузки на педработников
- Профминимум
- Отдых и оздоровление
- ВПР
- ФГОС СОО обновлённый
- ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
- Функциональная грамотность
- Театр мод «Вдохновение»
- Реализация дополнительных образовательных программ
- Обновлённый ФГОС
- Информационная безопасность
- ШСК «Старт 7»
- Приём в школу
- Выплаты за классное руководство в ОО
- Организация начала учебного года в ОО
- Дистанционное обучение
- ГИА / ЕГЭ
- Сведения о реализации инновационных программ и технологий
- Экология
- Педагог-психолог
- Уполномоченный по правам ребёнка
- Профсоюз
- Школьная служба медиации
- Модернизация образования в МБОУ «Верхнепотаповская СОШ»
- Противодействие коррупции
- Библиотека
- Целевое обучение
- Олимпиада
- Инфраструктура школы
- НОКО
- Навигатор дополнительного образования
- Внимание! Порядок действий населения по сигналу ГО
Методическая работа
Полезные ссылки
- Памятка Аттестация педработников через Госуслуги
- Официальный сайт Министерства Просвещения Российской Федерации
- Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
- «Урок на всю жизнь»
- Результаты независимой оценки качества оказания образовательных услуг
- Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской федерации» за 2016 год
- Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской федерации» за 2017 год