Воспитательная работа - мероприятия

Деятельность МБОУ «Верхнепотаповская СОШ» по реализации регионального (казачьего) компонента

26 апреля 2020 г.

В ходе проведения большой предварительной работы и на основании представленных документов, наша школа Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области за № 81 от 30.05.2016 года получила статус «казачья».

В связи в этим педколлективом определены: девиз школы: «Возрождение казачьих традиций и изучение истории Дона»

  • Начальная школа: помочь детям овладеть новой социальной ролью ученика.
  • Основная школа: развитие способов учебной, исследовательской, коммуникативной и проектной деятельности детей.
  • Средняя школа: создание условий для социального и профессионального самоопределения.
  • Для всех трех ступеней: воспитание духовно зрелых граждан на этнокультурных традициях Донского края, способных противостоять негативному влиянию окружающей среды, через трудовое воспитание привить учащимся стремление к самоутверждению.

Методическая тема школы: «Формирование казачьего (регионального) компонента образования как ресурса инновационного развития школы».

Основными критериями отбора содержания регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования являются:

 гуманистическая направленность регионального содержания образования;

 позитивное влияние на развитие личности ученика в соответствии с его возрастными особенностями и степенью социализации;

 степень интеграции региональной информации с данными об общероссийских процессах социокультурного и экономического развития;

 значимость в историческом и современном контексте общественно-экономического развития Дона и России;

 значимость в процессе самоидентификации учащегося как представителя казачьего сообщества, построения им индивидуальной жизненной траектории.

Казачий региональный компонент на уроках Литературного чтения представлен в 1, 2, 3, 4 классах модулем «Литература Дона».

В учебный предмет География в 8 классе в качестве модуля входит «География Ростовской области».

В рамках образовательной области Искусство (Музыка, ИЗО)изучаются краеведческие модули «Песни Тихого Дона», «Казачьи народные промыслы».

Казачий компонент на уроках Литературы, Музыки призван обогатить учащихся лучшими чертами менталитета донского казачества, расширить эстетический кругозор, способствовать стремлению к самосовершенствованию.

Уроки ИЗО способствуют восприятию донского изобразительного искусства как способа эмоционально-практического освоения народами Донского края окружающего мира; раскрывают выразительные средства и социальные функции живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры в истории Дона и казачества.

В курсе учебного предмета «Технология» региональный казачий компонент направлен на знакомство обучающихся с традиционными казачьими ремеслами, историей донского народного костюма; способствует включению учащихся в разнообразные виды технологической деятельности с учетом потребностей Ростовской области.

О деятельности школьной детской общественной организации «Исток» в условиях нового статуса школы (казачья)

Очень важно, в целях гражданского патриотического воспитания юных россиян, формировать у них гордость за достижения родного края, интерес и уважение к историческому прошлому своей малой Родины, бережное отношение к традициям своего народа.

На основании этого в воспитательной деятельности школа поставлены следующие задачи.

  1. Формировать у ученика осознание себя личностью, проживающей на Дону с чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом и уважением к другим людям, с уверенным типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.
  2. Формирования у школьников бережного отношения к природной среде нашего района, готовности к активным действиям по ее охране, преобразованию.
  3. Познание истоков духовной культуры, народной мудрости и нравственности жителей донского края через фольклорную литературу, образцы народного художественного творчества.

Запланированы и реализуются МЕРОПРИЯТИЯ,НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.

Цель: воспитать в детях чувство гордости за принадлежность к казачеству.

Задачи

Тема занятий

Содержание

Ответст-венные

Срок исполне-

ния

Обогащать представле-

ние детей о родном поселке, городе.

Изучение истории хуторов Почтовского поселения, как казачьих поселений.

Собирать материалы для альбомов «Казачьи династии».

Знакомить детей с с историей хуторов, беседовать со старожилами. Рассматривать старинные фото, отмечать особенности одежды, оружия.

Кл. руководители,

В течение уч. года

Продолжать знакомить с бытом казаков.

Подбор предметов казачьего быта. Изучать традиции и обычаи казачьей семьи

Рассматривать предметы, объясняя детям их назначение. Изучать традиции и обычаи казачьей семьи

Кл. руководители,

В течение уч. года

Вызывать интерес к казачьему фольклору.

Сбор казачьего фольклора.

«Казачьи посиделки», концерт казачьей песни

Знакомить с особенностями казачьего фольклора (военно-патриотическое направление, календарные, любовно-лирические); манерой исполнения.

Кл. руководители, Руководители кружков

В течение уч. года

Развивать представле-

ние о жизни казаков в современных условиях.

Встреча с казаками.

Знакомить детей с традициями современного казачества

Кл. руководители,

Казаки Константиновского Юрта

В течение уч. года

Формировать у учеников патриотичес-

кие чувства.

Знакомство с казачьей символикой.

Находить отличия современной символики города и символики РФ, Ростовской области, ВКО «ВВД», значение официальной символики.

Кл. руководители,

Казаки Константиновского Юрта

В течение уч. года

Приобщение детей к народной культуре.

Воспитатель-

ный и развивающий

аспекты культуры Донского казачества .

Изготавливать атрибуты казачьего быта (курени, утварь, плетень). Обговаривать использование предметов в различных видах деятельности в старину и в наше время.

Кл. руководители,

Казаки Константиновского Юрта

В течение уч. года

Вызывать интерес к традициям казачьих семей.

Рыцарская жизнь казаков.

Воспитание девочек казачек.

Знакомить с казачьими играми. Развивать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.

Знакомить с рукоделием (плетение лозы, вышивание, вязание, лепка и др.). Показать значимость женского труда в доме. Подчеркнуть хозяйственность казаков.

Кл. руководители,

В течение уч. года

Продолжать приобщать детей к народной казачьей культуре.

Музыка на Дону.

Изучение музыкальных традиций, народных гуляний, обрядовых действий в разные времена года (рождение, крещение, проводы в армию, встреча).

Встреча с казачьими коллективами худ. самодеятельности.

Кл. руководители, Руководители кружков

В течение уч. года

Казачье ученическое самоуправление в школе представлено классами (отрядами) казачьей направленности: 1-4 класс — 17 обучающихся, 6 класс — 15 обучающихся.

Реализация регионального компонента содержания образования — через внеурочную деятельность, кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Донского казачества; систему дополнительного образования. В рамках деятельности классов казачьей направленности предусмотрена система связей с социумом.

Учащиеся казачьих классов принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях.

В классах казачьей направленности функционируют органы самоуправления: атаман, есаул, урядник, командир отделения, писарь, походный атаман. Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с воспитательными задачами и планом воспитательной работы.

Духовно-нравственному воспитанию учащихся в классах казачьей направленности уделяется особое внимание. В связи с этим с ведётся курс внеурочной деятельности «Наследие», эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи пат­риотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории Дона, соприкасаясь с которой, казачата приобщаются к трудовому и ратному подвигу народа, учатся на герои­ческих примерах жизни наших дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту.

Разработан и проводится План массовых оздоровительных мероприятий направленных на военно- спортивную подготовку молодых казаков и укрепление здоровья учащихся.

Цель: интеллектуальное физическое и нравственное развитие учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки учащихся к служению Отечества.

Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел.

— Месячник героико-патриотического воспитания

— Уроки Мужества ко Дню защитника Отечества и Дню Победы

— Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни

— Игры и развлечения казачества

— Казачьи посиделки

Ответственные:

Классные руководители, у чителя ОБЖ и физической культуры

  1. Правовое воспитание.Военное ифизическое воспитание
  • Положение Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» — Конституция РФ Кодекс чести кадета
  • Строевая подготовка Знание
  • общевоинских уставов ВС РФ;
  • — Основные правила ориентации на местности
  • — Правила оказания медицинской помощи

Ответственные.

Классные руководители, учителя ОБЖ и физической культуры

  1. Спортивно-массовые оздоровительные мероприятия
  • День здоровья
  • Спортивные часы
  • Первенство школы по футболу Первенство школы по н\ теннису
  • — Первенство школы по волейболу
  • — «А ну-ка парни!»
  • — Первенство школы по легкой атлетике
  • — День здоровья
  1. Основыздорового образа жизни

Беседы:

  1. Общее понятие о здоровье. Личная гигиена
  2. Здоровый образ жизни, как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
  3. Стресс и его воздействие на человека
  4. Закаливание и его влияние на здоровье человека
  5. Вредные привычки и их влияние наздоровье человека

Ответственные:

Классные руководители, учителя ОБЖ и физической культуры

В результате проделанной работы учащиеся приобщаются к истокам истории Донского края, обычаям и традициям казаков.

На основе предварительного анализа работы

План работы на 2020-2021 учебный год

  1. Одной из задач педагогического коллектива школы на новый учебный год является следующая:
  2. Продолжить работу по реализации регионального (казачьего) компонента в образовательный процесс.

2.Изучение русских народных традиций, обычаев. Создание условий для формирования у учащихся понимания и осознания исторического прошлого, будущего и своей непосредственной роли в нем.

  1. Празднование осенних посиделок
  2. Изучение героического прошлого русского народа
  3. Знакомство с Основным законом РФ, правами и обязанностями российских граждан
  4. Изучение традиций и обычаев Донских казаков:
  • Знакомство с символикой Донских казаков
  • Изучение традиций Донских казаков.
  • Беседа «Органы власти у казаков» (5-11кл.)
  • Конкурс букетов «Цветы нашего края» (1-4 кл)
  • День хутора — выставка букетов (1_4),выставка поделок из природного материала (5-11кл), ·Составление словаря донских слов.
  • Изучение песенного Фольклора Донских казаков.
  • Устный журнал «Пётр I на Дону»
  • День матери-казачки
  • Устный журнал «великая Отечественная война на Дону
  • Беседа «Развитие торговли, рыболовства на Дону»
  • Оформление стенда «Боевые подвиги Донцов в войнах России»
  • Выставка рисунков «Они сражались за ДОН»

Ожидаемые результаты.

Региональный (казачий) компонент государственного стандарта общего образования призван:

 способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя России, казачьего сообщества, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Донского края, активного участника социально-экономического, общественно-политического и культурного развития своего муниципального образования и Ростовской области в целом, выступающего с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком авторитете воинской службы;

 гарантировать право на получение обучающимися нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ростовской области, как преемницы Области Всевеликого Войска Донского;

 повысить статус казачьего образования как фактора сохранения и развития самобытности Ростовской области, активности процессов становления и развития казачества

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

 

Приказ О присвоении статуса Казачье