Родителям

Буллинг в школе. Что делать?

Буллинг в школе: что делать

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.

Всё это — о буллинге в школе — травле, запугивании, третировании. Слово — новое, явление — старое. По данным ООН, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе». Проблема буллинга — современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Что такое буллинг

Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% — агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

А вот данные современного исследования, проведённого в США: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
беспричинные боли в животе и груди;

нежелание идти в школу и плохая успеваемость;

нервный тик, энурез;

печальный вид, беспокойство, тревожность;

нарушенный сон, кошмары;

длительное подавленное состояние;

участившиеся простуды и другие заболевания;

склонность к уединению, нежелание общаться;

проблемы с аппетитом;

излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. Разновидности травли

Какие существуют виды буллинга?

физический — непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, плевки, сексуальные домогательства);

вербальный — угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

социально-психологический — буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

экономический — вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

кибербуллинг (от англ. — cyberbulling) или интернет буллинг — травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид — сиуцид, совершённый из-за травли в интернете.

По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга — словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем — физическая расправа. На четвертом — распространение слухов и сплетен, на пятом — воровство. Причиной суицидов, как правило, является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.

Как показали исследования — в младших классах частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.

Школьный буллинг сегодня В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем/ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности — что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Ещё один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге (школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям, вскм по 13 лет).

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Скулшутинг как итог буллинга

Ещё одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. — schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.

Керчь, Казань, Пермь Случаи страшные, но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Причины и мотивы буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;

психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

зависть;

месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);

самоутверждение в коллективе;

стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Как определить, что ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;

возвращается из школы подавленный;

часто плачет без очевидной причины;

ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;

нарушение сна и аппетита;

синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. В ситуации травли всегда есть зачинщики (провокатры), их жертвы, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю и нейтральные наблюдатели (молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Инициаторы травли:

1.дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

2.школьники с нарциссическими чертами характера, стремящиеся к лидерству, власти, самоутвердению за счет других, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы, но претендуют на высокий статус в коллективе.

3.агрессивные дети.

Преследователи как правило, не популярны в классе. Они сами не готовы стать инициаторами травли или защитить жертву, но легко подхватывают инициативу обидчика. Многие из них являясь конформистами подчиняются стадному чувству, делают как все, часто у них неразвита рефлексия, эмпатия; некоторые демонстративно травят непопулярного в надежде заслужить расположение лидера класса, другие делают этот от скуки, неразвитости интересов, стремления к развлечениям; из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства; желания самоутвердиться.

В школьной ситуации буллинга основная масса детей — наблюдатели. Они подразделяются на равнодушных, одобряющих (допускающих) и не одобряющих буллинг. Дети-наблюдатели в большинстве случаев испытывают большое психологическое давление, характеризуются тревожностью, проявляют чувство характерное для травматиков — беспомощность перед лицом насилия. Часто их преследует чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.

Жертвы. Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Характеристика жертв буллинга: дети, отличающиеся от основной массы по внешним признакам или поведению; с неприятными привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные); дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками; физически слабые, болезненные, со страхом школы, неуспешные в обучении, те, кого не любит учитель; новенькие; чудаковатые; сензитивные (чувствительные), не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее. Жертвами часто становятся дети, которые не могут спрятать своей незащищенности и провоцируют своим поведением повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Возможные роли непопулярных школьников:"Шут","Козел отпущения«, «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды».

Факторы риска для ребенка стать жертвой буллинга:

1.Особенности воспитания в семье.

Семья имеет первостепенное значение в социализации ребенка. В семье ребенок получает первый опыт установления взаимоотношений, который является основой для формирования межличностных отношений со сверстниками. Если процесс социализации нарушен, в силу различных причин: отсутствие семьи, различные формы социального неблагополучия (неполная семья, алкоголизм родителей и др.), разорванности социальных связей в самой семье (отсутствие у родителей доверительных отношений, эмоционального контакта с ребенком, авторитарный стиль воспитания) или деформирован (гипер -, гипоопекаемость, частное использование наказаний, завышенный уровень требований к ребенку), это во многом определяет трудности социализации ребенка в школьном коллективе. Как отмечает ряд исследователей родители детей — изгоев, часто сами испытывают сложности во взаимоотношениях с людьми. Во многом это определяется их индивидуальными особенностями: низким уровнем сформированности социальных качеств, коммуникативной некомпетентностью, враждебностью по отношению к окружающим, в том числе из-за повышенной агрессивности, конфликтности и другим. Дети, подражая родителям, перенимают их формы взаимоотношений с окружающими, которые могут оказаться неэффективными во взаимоотношениях со сверстниками и другими значимыми взрослыми, личностные особенности, которые ребенок приобретает в процессе социализации в семье, могут стать одной из причин его отвержения в группе сверстников (например, агрессивность, конфликтность, тревожность, эгоизм, малообщительность и др.).

Буллеры, как правило, воспитываются в семьях: с недостатком тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка; недостаточным контролем и наблюдением за ребенком; попустительским стилем родительского поведения, вседозволенностью; жестоким стилем воспитания, использованием физических наказаний со стороны ребенка.

2.Взаимоотношения с учителем.

Вторым по значимости для школьника институтом социализации является школа, где основная инициатива в установлении межличностных отношений в процессе организации учебной деятельности принадлежит учителю. На начальных этапах формирования школьного коллектива часто отношения учителя к ученику определяет его отношения с классом, а оценка учителя становится значимой для оценки ученика в группе сверстников. Если отношения учителя и ученика, а также оценка его как личности производится учителем только через призму его успеваемости и «послушности», например, при авторитарном стиле педагогического общения, то дети неуспешные в обучении, нарушающие дисциплину рискуют оказаться изгоями среди одноклассников. Если учитель умеет подчеркнуть личностные достоинства каждого ребенка, создает атмосферу психологического комфорта на уроках, обеспечивает условия для самореализации школьника, целенаправленно создает условия для взаимодействия детей на основе сорадования, сопереживания, то в этих классах ученики более ориентированы на оценку одноклассника не только по успеваемости, но и личностные особенности, степени развития его морально-нравственных качеств, отличаются большей толерантностью к одноклассникам, активны в общении, а школьная группа отличается более высоким уровнем развития.

3.Особенности школьного коллектива (степень его сформированности, выработка общих ценностей, групповых норм);

4.Успешность в учебной деятельности.

Факторами, способствующими развитию буллинга в школе являются:

1.Равнодушие как установка педагогов

2.Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.

3.Отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.

Жертва Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);

неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;

с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);

с низким интеллектом и проблемами в учебе;

«любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

Объединяет всех жертв невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор Потенциальный буллер — это человек:

с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;

стремящийся быть в центре внимания любой ценой;

агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;

чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели — это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).

Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.

И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

Учащиеся московских школ: Поведение в ситуации буллинга

Я буду сочувствовать ему, но ничего не сделаю, чтобы поддержать −14,9%

Я постараюсь убедить одноклассников не обижать его −50,8%

Я не буду обращать на это внимание — 23,2%

Я буду стараться избегать общения с ним — 2,8%

Я буду высмеивать его вместе с другими — 4,6%

Я буду издеваться над ним — 3,8%

Влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие — постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.

Плюс к этому — депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.

И самые серьёзные реакции на буллинг — это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку — жертве травли?

Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи — это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.

Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.

Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.

Если предмет травли можно исправить — исправьте. Если нельзя — не считайте себя виноватыми.

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт — снять с ребёнка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.

Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.

Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.

Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

В ситуации кибербулинга: если буллер известен — заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность — распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей — не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Подозреваете, что ребёнок скрывает факт буллинга или что-то недоговаривает? Придите на помощь своему ребёнку, узнав детали и получив доказательства травли. Скачайте приложение " Где мои дети " с точным GPS-локатором и функцией " Запись вокруг " из AppStore и GooglePlay .С помощью функции Звук вокруг, вы сможете узнать, что происходит в школе и вовремя принять необходимые действия. Кроме того, в случае экстренной ситуации, ребёнок сможет послать вам сигнал SOS.

Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля — не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Педагогам: Вы не имеете права не знать, что происходит с Вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматривайте личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!

Родителям: Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме — это не слабость, а мудрое решение.

Детям: Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.

Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга — бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

в помощь — подборка МР (с программами профилактики), психодиагностических методик (в помощь наблюдению педагогов) — основные: м. Изучение психологического климата в классе Федоренко, м. буллинг-структуры Норкиной, Социометрия

Основные направления профилактической работы:

Организационное: Выработка плана работы службы психолого-педагогического сопровождения по профилактике буллинга.

Выявление зон риска и усиление контроля за этими зонами, с привлечением дежурных учащихся.

Создание школьной службы примирения

Просветительская:

2.1Для классных руководителей (информирование классных руководителей о результатах тестирования, обсуждение приоритетных направлений совместной работы по организации воспитательного процесса, предоставление информации по буллингу (выступление на ШМО классных руководителей, педсовете по теме «Буллинг», разработка и предоставление методических рекомендаций по профилактике буллинга, консультирование по различным ситуациям, связанными с ситуацией буллинга, предоставление литературы по данной проблеме, оформление информационных стендов «Буллинг», «Развитие межличностных отношений в коллективе»)

2.2 Для родителей

2.2.1. выступление на родительских собраниях (темы: «Буллинг и кибербуллинг», «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Стили семейного воспитания», «Профилактика жестокого обращения с ребенком»).

2.2.2. подготовка методических рекомендаций («Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Как научить ребенка быть сильным», «Профилактика суицидального поведения у детей»).

2.2.3 разработка программы и организация занятий в семейном клубе «Согласие» (в том числе по вопросам «стили семейного воспитания», «способы эффективного общения», " как решать семейные конфликты, «система наказаний и поощрений» и др.);

2.2.4 на школьном сайте размещение информации о профилактике буллинга для родителей.

2.2.5 информирование о возможности получения психологической помощи в нашем городе и возможности телефонных консультаций.

2.2.6 Тренинги для родителей «Эффективный родитель».

3.2 Для детей

3.2.1 Подготовка информационных стендов («Ответственность», «Способы эффективного общения», предоставление информации о возможности получения психологической помощи (адреса, телефоны доверия))

3.2.2 Организация тренингов и классных часов для учащихся («Умение решать конфликты», «Способы эффективного общения»).

3.2.3. Школа медиаторов (в перспективе для детей, пожелавших принять участие в работе «школьной службы примирения»)

Улучшение психоэмоционального климата в коллективе путем профилактики психоэмоционального выгорания и профдеформаций:

4.1.Тренинг «Психологические защиты», «Из конфликта — с позитивом», «Саморегуляция»;

4.2. Информационные стенды: «Психическое здоровье», «Профдеформации»

4.3 Сеансы цветотерапии, направление на снижение стрессового состояния, психологическую разгрузку.

Анализ эффективности проведенных мероприятий (на основе результатов тестирования: социометрия, психоэмоциональный климат в классе, опросник «мой класс», цветовой тест отношений), оценка эффективности индивидуально-коррекционной работы, результаты наблюдения, фиксирование случаев обращения по вопросам буллинга, разрешения конфликтных ситуаций, опроса педагогов), составление программы по профилакике буллинга на следующий учебный год.

Таким образом, буллинг можно уменьшить, объединив усилия всех субъектов образовательного процесса, оказывая сопротивление и системно работая на всех уровнях.