Родителям

Родителям по социально-психологическому тестированию

Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее - СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результаты СПТ позволяют определить обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Результаты СПТ используются для разработки дополнительных адресных мер и оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде.

     Тестирование проводится на всей территории Российской Федерации в различных образовательных организациях: школах, лицеях, техникумах, училищах, вузах с 2014 года. Употребление несовершеннолетними наркотических и других психоактивных веществ, превратилось в проблему,

представляющую серьёзную угрозу для здоровья подрастающего поколения, угрозу нации и существованию страны. Показатель распространенности употребления наркотиков с вредными последствиями включает лиц, которые представляют собой «группу риска». При отсутствии профилактических и лечебных мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных

наркоманией. Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, затратам на лечение и реабилитацию, физическим потерям, росту инвалидности, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям, включая демографию. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление

наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, не сформировалась зависимость. Законом устанавливается компетенция образовательных организаций по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических

средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения СПТ обучающихся.

      Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года N 658 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональны образовательных организациях, а также в образовательных

организациях высшего образования".Основными задачами социально-психологического тестирования

являются:

− выявление у обучающихся психологических "факторов риска" с целью их последующей психологической коррекции, а также  выявления  у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ. Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится ребенок, так и в области в целом.

Социально-психологическое тестирование не может ни при каких обстоятельствах являться основанием для постановки диагноза наркомания или алкоголизм, постановки на различные виды учета.

Тестирование является добровольным и анонимным. В тестировании принимают участие только учащиеся в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании при наличии письменного информированного

согласия одного из родителей (законных представителей) Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации; за соблюдение конфиденциальности при хранении и использовании результатов тестирования отвечают органы исполнительной власти.

   Опыт проведения социально-психологического тестирования свидетельствует о том, что высокие показатели охвата обучающихся профилактическими мероприятиями достигают образовательные

организации в которых при проведении информационно- мотивационно работы с обучающимися и их родителями (законными представителями используются принципы «командной работы» (Родители- обучающиеся- педагоги- специалисты)

    Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей.

  1. Родители, при желании, могут ознакомиться с результатами тестирования и получить консультацию специалиста.
  2. Профилактическая работа в школе, классе будет построена с учетом особенностей и потребностей ваших детей.

 

Несмотря на то, что СПТ в образовательной среде в 2019 году будет проводиться уже в шестой раз, у родительского сообщества по-прежнему возникают множество вопросов, связанных с процедурой проведения СПТ. Как показывает опыт, родители настороженно относятся к любого рода тестированиям и исследованиям, боятся нарушения принципа анонимности и последующему давлению на детей. Другая часть родителей опасается, что с их детьми вообще кто-либо будет говорить о проблеме наркомании, они

убеждены, что эта проблема никогда не коснется их детей. Зачастую это происходит именно от незнания и не владения информацией.  «Информирование о целях и организации проведения СПТ». СПТ проводится в образовательных организациях области в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

− Федеральный закон от 07.06.2013г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»; − Приказ Министерства образования и науки РФ от 16. 06. 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в

образовательных организациях высшего образования».

  Тестирование направлено на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Методика предназначена для выявления скрытой и явной рискогенности социально- психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению. При тестировании осуществляется оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер.

Социально-психологическое тестирование является добровольным, а информация, полученная в результате тестирования - конфиденциальна. − в СПТ принимают участие обучающиеся в возрасте от 13 лет при наличии письменных информированных согласий одного из родителей /законных представителей, обучающиеся в возрасте от 15 лет и старше такое согласие, дают самостоятельно. Достаточно согласия одного из родителей ученика.

− тестирование проводится c помощью автоматизированной системы дистанционного анкетирования в режиме он-лайн через портал анонимного психологического тестирования, обучающиеся неавторизируются на портале. Обработка результатов СПТ проходит без персональных данных.

− в целях обеспечения анонимности во время проведения тестирования не допускается свободное общение и перемещение обучающихся или членов Комиссии по кабинету. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в

известность члена Комиссии, который, как гарант соблюдения законности и прав обучающихся, будет находится в каждом кабинете, где проводится СПТ. В аудитории, где проводится тестирование, допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей обучающихся.

− конфиденциальность при хранении результатов СПТ обеспечивает администрация образовательной организации.

    Тестирование проводится с помощью автоматизированной системы дистанционного анкетирования в режиме онлайн. Прохождение теста происходит на добровольной основе и не требует указания персональных данных. Одним из принципов построения методики является конфиденциальность. При этом невозможно установить личность тестируемого. Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее - СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результаты позволяют определить «группы риска». Нельзя забывать, что результаты тестирования имеют вероятностный характер, в обобщенном виде они используются для анализа эффективности профилактики и реализации антинаркотических мероприятий на различном уровне. Результаты важны и для разработки дополнительных мер и оценки эффективности профилактической деятельности .

 

 

 

 

Памятка для родителей

 по вопросам социально-психологического тестирования обучающихся.

 

Уважаемые родители!

 Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит. Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики. Сегодня Вашему ребенку могут

предложить наркотические и психоактивные вещества в школе, в институте, во дворе, на дискотеке, в сети Интернет и в других местах. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать сильнодействующие вещества. Вокруг слишком

много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может!». Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость.

Социально-психологическое тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и дальнейшего приобщения к потреблению. Тестирование не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности

и организовать своевременную помощь, но только при наличии Вашего согласия.

Тестирование является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде. Социально-психологическое тестирование учащихся на предмет потребления наркотиков позволяет определить обезличенное количество детей «группы риска», давших положительные ответы или указавших на те или иные проблемы, способствующие вовлечению в наркопотребление. Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом. Обращаем Ваше внимание на то, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:

− в тестировании принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных

представителей);

− родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;

− конфиденциальность при проведении тестирования и хранении информированных согласий и заполненных тестов (опросников, анкет) обеспечивает администрация образовательной организации.

     Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения наших детей в наркопотребление.

Вы можете сами проявить инициативу – предложите ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования!

Будьте активны – любая профилактика в интересах Ваших детей!

Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!

Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!! Если у Вас остались или возникнут вопросы по проведению тестирования, Вы можете обратиться к официальным сайтам в сети Интернет, а также позвонить по указанным телефонам и получить подробную консультацию :  54-1-48 заместитель  директора по СВР Агафонова И.П., педагог- психолог Шипунова Н.П.

Что такое СПТ?

Здоровье детей - это дело государственной важности. Основные права, акрепленные не только в международном праве, но и в российском законодательстве: право на жизнь и права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию. Государством применяются, большое количество мер, которые защищают и охраняют права детей в области охраны здоровья. Болезнь лучше предотвратить, чем лечить. Процедура по раннему выявлению незаконного потребления

наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в образовательных организациях проходит в два этапа:

  1. Социально-психологическое тестирование.
  2. Профилактические медицинские осмотры.

Зачем проводится СПТ обучающихся?

Социально-психологическое тестирование позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Его нормальное взросление и развитие

– это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться.

Тестирование позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.

Обобщенные результаты по итогам СПТ, позволяют оценить наличие и количество детей «группы риска», уровень распространения наркопотребления в школе/городе/ стране в целом, а самое главное принять своевременные меры по созданию БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ.

Обязательно ли участие в СПТ обучающихся?

− Тестирование – дело добровольное (в основе принцип добровольности). Тестирование обучающихся в возрасте до 15 лет проводится на основании информированного согласия родителей. Если 15 лет уже исполнилось, то молодой человек самостоятельно и добровольно решает, будет он проходить такое тестирование или нет.

− Однако у каждого гражданина Российской Федерации наряду с правами существуют еще и обязанности, так, например, согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и

физическому развитию и самосовершенствованию. Это общепринятая социальная норма и требование закона.

− Законы определяют твои права, обязанности и ответственность как гражданина Российской Федерации.

− Зная свои права, ты знаешь свои законные требования, можешь настаивать на их соблюдении, обращаться за их защитой в суд.

− Зная свои обязанности, ты знаешь, что могут требовать от тебя, законны ли эти требования.

− Зная, за что ты можешь нести ответственность, ты можешь выбирать, быть ли законопослушным гражданином или понести наказание за противозаконные действия. «Незнание закона не освобождает от ответственности!» Если ты уверенная в себе личность, уважающая себя и других, осознающий ответственность за свое здоровье, тебе не безразлично кто тебя окружает, в какой школе ты хочешь учится - твое решение будет в пользу СПТ.

Что такое конфиденциальность?

Конфиденциальность (от лат. confidentia — доверие) — необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации. Конфиденциальная информация — доверительная, не

подлежащая огласке, секретная. Конфиденциальность результатов, например, профилактического медицинского осмотра означает, что они известны только самому тестируемому, если ему уже исполнилось 15 лет. Результаты профилактического медицинского осмотра подростков, которые

не достигли до 15 лет будут известны его родителям. Результаты социально- психологического тестирования анонимны, никто и никогда не узнает ваши ответы, если только вы сами не захотите указать свою фамилию и имя на анкете. В этом случае ваш ответ будет известен только специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации и отвечает за конфиденциальность информации. Конфиденциальность, в отличие от анонимности, позволяет предложить индивидуальную консультативную и психолого-педагогическую помощь. Для того, чтобы сохранить анонимность, мы предлагаем вам тесты, напечатанные на бумаге одного цвета, формата, а

также использовать пасту одного цвета и, если хотите, давать ответы печатными буквами. После того, как вы завершите тест, предлагаем вам перевернуть лист тыльной стороной кверху и положить на край парты.

Могут ли родители присутствовать вовремя проведения СПТ?

В соответствии с п. 6. приказа Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» при проведении тестирования допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

Родители будут наблюдать, чтобы никто не нарушил ваши права на анонимность или конфиденциальность, но они также не будут знать, что вы укажите в своем тесте.

В каких образовательных организация проходит СПТ?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Порядком тестирования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658, тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования. Таким образом, обучаясь дальше в школе, в техникуме или в вузе вы будете спокойно относиться к участию в тестировании, так как будете знать, что оно является важным элементом государственной политики по сохранению здоровья нации.

         Современная ситуация с употреблением ПАВ. Сегодня средний возраст знакомства детей с алкоголем составляет 12 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам по России составляет 14,5 лет. Сегодня 50% выпускников школ России имеют табачную зависимость. Зависимость – непреодолимое стремление к уходу от реальной действительности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики …) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование …). Все зависимости можно разделить на две группы – нехимические и химические. Химические - это зависимости, вызванные потреблением веществ растительного или синтетического происхождения, веществ, которые вызывают у человека измененное состояние сознания. Особенностью химических зависимостей является то, что принимаемое вещество становиться частью обменных процессов организма. Все наркотики - это химические вещества. В организме человека существуют специальные вещества – эндорфины. Они отвечают за торможение боли, снятие ее остроты. Эндорфины просто блокируют часть болевых импульсов в нервных клетках. Кроме того, они поддерживают у человека нормальный эмоциональный фон, оказывая влияние на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие. Эндорфины человеческий организм вырабатывает сам. Когда у человека в жизни происходят радостные и приятные события, таких веществ вырабатывается больше, когда печальные – меньше. Наркотики очень похожи на эндорфины. Клетки нашего организма путают их с эндорфинами. Прежде всего, воздействию наркотика подвергаются клетки головного мозга. Как и эндорфин, наркотик оказывает влияние на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие. Попадая в организм, наркотик с током крови разносятся по всему организму. Проникая в нервную систему, он блокирует все болевые импульсы. Болевой импульс не проходит, т.е. человек не чувствует боли. Боль – уникальная функция нервной системы, это сигнал опасности. Если что-то начинает разрушать клетку, она подает болевой сигнал. Регулярный прием наркотиков неизбежно приводит к разрушениям в клетках организма. В первую очередь, наркотики разрушают нервные клетки человека. Сами клетки нервной системы начинают подавать сигнал опасности – болевые импульсы. Но их «никто не слышит», т.к. наркотик блокирует эти сигналы. Со временем человеку нужно потреблять все больше и больше наркотика, чтобы сдерживать боль. Привыкнув к наличию наркотика, организм человека перестает вырабатывать эндорфины. Зависимый человек уже не может без наркотика испытывать положительные эмоции, не может справляться с болезненными ситуациями, просто общаться «на трезвую голову». Когда наркоман лишается наркотика, возникает так называемый абстинентный синдром. Человека начинают мучить мышечные и головные боли, желудочные колики, тошнота, резкая боль в суставах. Суставная боль бывает такой сильной, что наркоманы говорят: «кости ломаются». Отсюда появился просторечный синоним абстинентного синдрома — «ломка».

«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением к собственному организму, необдуманным экстримом сводим этот срок до гораздо меньшей цифры»

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация от  педагога – психолога

 

«Особенности подросткового возраста, как фактор риска для развития зависимого поведения» Знания возрастных особенностей и факторов формирования

зависимости в подростковом возрасте помогут родителям понять, что социально психологическое тестирование подростков – наиболее действенный способ выявления риска вовлечения подростков в употребление ПАВ. Многие родители не учитывают тот факт, что не всегда знают, с кем общается их ребенок и что его интересует. Одни думают, что их дети еще недостаточно взрослые, чтобы пробовать наркотики, другие уверены, что их детей эта проблема никогда не коснется. Проблема родителей в том, что они не владеют полной информацией о том, что происходит с их детьми в подростковом возрасте, как помочь ребенку найти адекватный выход из проблемной ситуации с наименьшими потерями. Так же администрацией образовательной организации может быть организованна работа педагога- психолога с родителями в формате «мотивационной беседы».

Не будет ли СПТ провоцировать интерес ребенка к наркотикам?

Нет. Не будет. Вопросы анкет не содержат информацию о наркотических средствах и психотропных веществах. За безопасность вопросов в анкетах несут ответственность руководители образовательных

организаций, в компетенцию которых входит организация СПТ обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (пп. 15.1 пункта 3 ст. 28 ФЗ

от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

 Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

Родителям должно быть гарантировано, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.

Могут ли родители присутствовать во время проведения СПТ?

 В соответствии с п. 6. приказа Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» при проведении тестирования допускается присутствие родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании в качестве наблюдателей.

Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?

Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве посредством принятия дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не должны содержать репрессивно карательного компонента. Гарантом этого является принцип анонимности проведения СПТ. В случае выявления признаков наркопотребления в ходе профилактических медицинских осмотров главными принципами являются неразглашение и конфиденциальность, закрепленные на законодательном уровне.

Какая польза для родителя, от участия в тестировании моего ребенка?

По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы (это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального поведения, наркотизации), тем самым создается безопасная среда для вашего ребенка. В случае, если ребенок имеет опыт наркопотребления, но еще не является зависимым, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации, либо на базе специализированного центра. Помощь эта также будет носить конфиденциальный характер, является эффективной, так как в работу будет включен родитель. Еще раз необходимо подчеркнуть, что тестирование проводится не ради тестирования, результаты СПТ используются для корректировки

профилактической работы в образовательной среде.

 

 

 

 

 

«Особенности подросткового возраста, как фактор риска для развития зависимого поведения»

     В литературе подростковой возраст описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертатный, отрочество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих и жизни подростка перемен.

Половое созревание является знаковым моментом для подросткового возраста. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в возмужании организма, увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше, при этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения, возникают новые интересы, в основном эротического характера. В какой-то момент кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать период «пустыней отрочества». Вот здесь на этом этапе ребенок легко может попасть в компанию сомнительного характера. Постепенно у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается основные. Вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец — реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с жизненной основной линией, избираемой подростком. Если присутствует интерес к наркотику, то он закрепляется. Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение со

сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Подросток становится скрытным, родители не знают, что его интересует.

Личностные особенности подросткового возраста:

  1. Формирование «Мы» - концепции, которая иногда принимает очень жесткий характер: «мы — свои, они — чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.
  2. Формирование референтных групп в подростковом возрасте является обычным явлением. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары так, что компания состоит только из связанных между собою пар.
  3. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.
  4. Типичная черта подростковой группы — высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.
  5. Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости через эмансипацию от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Дети 10-12 лет еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Ребенок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят по поводу стиля одежды,

прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. В самом же главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

  1. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
  2. Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
  3. Внешний облик и манера одеваться также сразу же выделяет подростка в толпе.
  4. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Многие 14-летние подростки временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
  5. Появляются вновь школьные фобии, с преобладанием социальных фобий. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства

форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств. Порой именно наркотики снимают напряжение.

  1. Воображение и творчество может по-разному влиять на поведение. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Фантазия подростка связана с новыми потребностями — с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Подросток прячет фантазии как тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.
  2. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). И фантазии соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое

будущее.

  1. Базовая потребность возраста — понимание.

 

 

 

 

 

 

Мифы о наркотиках

МИФ 1. С первого раза не привыкают. Формирование физической и психологической зависимости обусловлено видом психоактивного вещества и особенностями организма. Первую дозу обычно предлагают бесплатно: это не благотворительность, а верный расчет. Кроме того, наркотик - это яд.

Даже одна первая доза может оказаться смертельной.

МИФ 2. Не все наркотики опасны. Очень редко "карьера" наркомана начинается с тяжелых наркотиков. Большинство начинают с "травки", не считая ее опасной. Разные виды наркомании протекают поразному. Общим для всех является финал.

МИФ 3. Наркоманами становятся безвольные люди. Я смогу себя контролировать. Никто не собирается становиться наркоманом. Долгое время люди, употребляющие психоактивные вещества, остаются в

уверенности, что они могут в любой момент бросить. Однако, бросить на самом деле удается единицам. Наркотик убивает даже самых сильных людей с богатырским здоровьем.

МИФ 4. Можно "расслабляться" иногда. Контролируемый прием наркотиков возможен в течение непродолжительного времени. Постепенно психоактивное вещество, встраиваясь в систему обмена веществ, становится необходимым для нормального функционирования организма - формируется

зависимость.

МИФ 5. С помощью наркотиков можно избавиться от депрессии (неприятных переживаний). Обычно негативные переживания являются показателем каких-либо проблем в жизни человека. Несчастье - это не

болезнь, это нормальная противоположность счастья. Избавляясь от неприятных переживаний искусственным путем, мы лишаем себя возможности понять смысл этих переживаний, использовать их

развивающий потенциал. Наркотик не помогает решать поставленные жизнью задачи, с его помощью можно научиться только избегать их.

МИФ 6. С помощью наркотиков можно расширить границы сознания. Эйфория, обострение восприятия, галлюцинации при наркотическом опьянении, которые могут совместно давать ощущение расширения границ сознания, оказываются доступны только на начальном этапе наркотизации.

Последующее употребление наркотических веществ уже не дает желаемого эффекта, а служит лишь для снятия абстинентного синдрома.

МИФ 7. В жизни надо попробовать все. Часто оказывается, что наркотик - это последнее, что человек пробует в своей жизни. Жизнь наркомана не богата событиями: они, как правило, редко путешествуют, не устраиваются на новую работу, их круг общения ограничен наркоманской группой. Может быть лучше попробовать что-нибудь другое?