Дистанционное обучение

Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР в дистанционной форме (вариант обучения 5.2)

Наряду с речевым недоразвитием у детей с ТНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Обучающимся с ОВЗ часто присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному усвоению базовых знаний. Кроме того, недоразвитие речи снижает возможности смысловой переработки текстов, предъявленных на слух.

Поэтому при организации обучения в дистанционной форме педагог должен учитывать сниженную встречную познавательную активность детей.

В связи с этим:

— в начальной школе рекомендуется совместный просмотр видеоуроков учащимися и родителями с дальнейшей возможностью их воспроизведения в удобное для семьи время. Учащиеся основной школы, при наличии устойчивой мотивации к обучению, могут просматривать видеоматериалы самостоятельно. Полезно создать видеотеку уроков, с тем чтобы дети могли еще раз просмотреть материал видеозанятия в случае, если они не поняли с первого раза или недостаточно усвоили его. Инициатива повторного просмотра может исходить как от самого ребенка, так и от учителя или родителей.

— продолжительность он-лайн уроков должна быть небольшой — до 30 минут. В дополнительном, первом-втором классе урок может быть разбит на несколько частей с перерывами на физминутки или подвижные задания;

— учебный материал следует подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее;

— во время урока, практически на всех этапах, должна осуществляться обратная связь с учащимися. Подача информации обучающимся с ТНР должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими детей на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращение учеников в пассивных созерцателей или слушателей лекций;

— должна сохраняться коррекционная направленность обучения как в начальной, так и в основной школе.

Одно из этих направлений коррекционной работы — систематическое расширение словарного запаса учащихся, т.е. развитие понимания значений, слов и воспитание навыка их правильного употребления в самостоятельной речи. У учащихся с ТНР затруднено спонтанное обогащение словарного запаса — выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста; характерна для них и неустойчивость вербальной памяти, что приводит к быстрому забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Поэтому на каждом уроке, если будет изучаться новая тема, необходимо проводить словарную работу. Особенно важно, чтобы во время проведения видеозанятия проводить словарную работу с целью формирования ориентировочной основы перед изучением нового материала. Кроме того, необходимо чтобы список терминов в соответствии с преподаваемым учебным предметом находился в визуальном доступе для обучающихся. На таблицах эти слова записываются четко, крупными буквами, в них проставляется ударение. Кроме отдельных слов и терминов в словарную работу могут быть включены фразеологизмы и образные выражения, встречающиеся в тексте учебника, непонятные детям с недоразвитием речи.

Успешному усвоению учебного материала препятствует не только ограниченность словарного запаса школьников, но и нарушение понимания синтаксических конструкций, включающих, например, страдательный залог, инверсию, последовательную подчинительную связь слов и т.д. Известно, что учебный текст требует неоднократного перечитывания, выделения ключевых слов и словосочетаний. Однако учащиеся с патологией речи читают текст поверхностно, основные усилия затрачивая на технику чтения. Многое из прочитанного остается ими не понято. Поэтому необходимо работать с текстом на каждом занятии, независимо от преподаваемого предмета. При этом важно не столько читать текст вслух или про себя целиком (за исключением уроков чтения в начальной школе), сколько учить выделять главное в тексте. Учитель должен также обратить внимание на те сложные синтаксические конструкции, которые встречаются в литературном или научно-популярном тексте. Особенно это касается определений. В процессе работы с определениями терминов и понятий необходимо совместно с детьми переконструировать их так, чтобы формулировки были понятны учащимся и доступны для воспроизведения. Как правило, изменение определений и правил имеет свой целью приблизить их строй к строю устной речи.

Понимание учебного материала должно находиться под постоянным контролем учителя. В процессе чтения текста учебника или любого научно-учебного текста ученикам задаются вопросы: «Как это можно сказать по-другому?», «Расскажи своими словами, о чем ты сейчас прочитал?», «Как ты понял, о чем здесь написано?». Если ученик, вместо того чтобы воспроизвести смысл прочитанного своими словами, начинает перечитывать текст еще раз, это значит, что смысл предложения (определения, правила, задания к упражнению и т.п.) ему не ясен.

— особое внимание должно уделяться домашнему заданию. Оно должно носить творческий характер и быть подготовленным в ходе видеозанятий. Предпочтительно давать задания творческого характера, а не сплошное перечитывание, переписывание и пересказывание больших текстов. Такие домашние задания трудно проверить в условиях дистанционного обучения. Внимание детей привлекается к ключевым моментам изложенного в книге материала, например, предлагается отыскать в тексте ответы на поставленные учителем вопросы, карандашом отметить наиболее важные мысли, подчеркнуть те предложения, которые могут служить планом будущего ответа. Виды работ с текстом учебника разнообразны. В какой мере и какие из них использовать — зависит от учителя; многое, конечно, определяется уровнем речевого развития класса.

— необходимо проводить плановые проверочные и контрольные работы, диктанты. В начальной школе проверочные и контрольные работы проводятся в присутствии родителей, но родители не должны вмешиваться в процесс написания работы. В то же время, родители могут принимать участие в проверке работ по шаблону. Обсуждение проблем и ошибок полезно проводить в присутствии родителей (по возможности). Это позволяет включить их более активно в образовательный процесс.

Главный вывод: дистанционное обучение не должно полностью дублировать процесс очного обучения. Оно имеет свои плюсы и минусы. Но при организации дистанционного обучения необходимо учитывать особенности проявления речевых и сопутствующих им дефектов.